Варсонофий Великий и Иоанн Пророк (VI в.), преподобные, палестинские подвижники, составившие одно из самых авторитетных аскетических сочинений. Варсонофий общался с миром через Иоанна: тот передавал отшельнику вопросы от приходивших и записывал его ответы. Эти наставления сохранились, позже их собрали в отдельную книгу, которая дошла до нас благодаря трудам известного старца Паисия Величковского, а позже — братии Оптиной пустыни.
«Но, насыщенный всегдашним пребыванием при нем, ты удовольствовался сим, тогда как тебе не должно бы было иметь сего насыщения, и надлежало молиться, чтобы сподобиться такого пребывания и чтобы не послужило тебе к осуждению всегдашнее при нем пребывание, и тщательно исполнять повеления его с великим страхом и трепетом, дабы через него низошло на тебя благословение Божие, и ты избавился обольщения вражеского»
Пантелеимон (Королёв) (1980), игумен, настоятель Свято-Троицкого Данилова мужского монастыря города Переславля-Залесского, благочинный монастырского округа и руководитель издательского отдела.
«Здесь важен и опыт старших, и трезвый взгляд на самого себя — «сын ошибок трудных». Осознание своей немощи — один из ключевых моментов православной аскетики. Но ведь и человека, который только-только встает на горные лыжи, прежде всего учат падать правильно — так, чтобы он не покалечился, а смог встать и двигаться дальше. Так и в духовной жизни: под присмотром старших мы научаемся и падать не насмерть, и вставать с юношеской ревностью»
Вячеслав Тулупов (1956), протоиерей, кандидат богословия, церковный писатель.
«Каким образом строятся отношения старца и его ученика?»
«Иногда люди, прочитав в книгах о старцах, начинают искать для себя подобных духовных руководителей. При этом часто они не отдают себе отчета в том, что сами неспособны по своему духовному развитию преклонить свою душу под благое и беспрекословное иго послушания. Поэтому Господь и не дает незрелым христианам старцев»
Игорь Корнильевич Смолич (1898-1970), церковный историк, доктор философии и доктор богословия. Феномену русского старчества, жизни преподобного Серафима Саровского, подвижников Оптиной пустыни и их влиянию на духовную и культурную жизнь российского общества посвятил работы: «Жизнь и учение старцев» (1936) и «Русское монашество, 988–1917» (1953).
«Старец есть сердце всех верующих сердец, получающих от него совет»
«Так достигает ищущая душа сладости внутренней молитвы, всепобеждающей силы любви и полной благодатности жизни в Боге, с воскресшим Христом. В этом заключается очень коротко сущность старчества. В образе старца Зосимы в романе Достоевского «Братья Карамазовы» мы находим первую попытку дать в художественной форме образ старца»
Алексей Ильич Осипов (1938), православный богослов, педагог и публицист, доктор богословия. Заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, православный катехизатор.
«Подвиг послушания и дисциплина – есть ли разница?»
«Но необходимо подчеркнуть, что такое иноческое послушание есть дело исключительно монашеское, да и в монашестве редкое, и по-существу уже исчезнувшее. Оно связывало старца с отдельным, избранным учеником, постоянно находящимся при нём. Это исключительный образ подвижничества. И вне монашеского уединения, в условиях мирской жизни оно вообще невозможно»
Федор Михайлович Достоевский (1821-1881), русский писатель, мыслитель, философ и публицист.
Старцы. Фрагмент из книги «Братья Карамазовы»
«Пораженный и убитый горем монах явился в Константинополь ко вселенскому патриарху и молил разрешить его послушание, и вот вселенский владыко ответил ему, что не только он, патриарх вселенский, не может разрешить его, но и на всей земле нет, да и не может быть такой власти, которая бы могла разрешить его от послушания, раз уже наложенного старцем, кроме лишь власти самого того старца, который наложил его»