М. В. Нестеров «Пустынник» (1888-1889)
Картина «Пустынник» Михаила Нестерова (1888-1889) представляет собой изображение старца, согнутого под тяжестью прожитых лет. Главный герой картины — пожилой монах, который изображен в момент уединенной прогулки по берегу озера. Лапти, монашеская шапка и четки подчеркивают его отрешенность от мирских благ. Взгляд его, казалось бы, направлен вниз, но на самом деле – вглубь, в себя. Молитвенной сосредоточенности старца вторит и весь окружающий его мир.
Нежная красота природы средней ли полосы, или севера – прозрачное небо, хрупкие березы, трогательные елочки и мощные ели… Но все-таки, хоть и узнаваемый, – это не тот пейзаж, в который попадаешь, отъехав на электричке от большого города. Уж слишком возвышенно-красив он, слишком ощущается «чистый и благоуханный» – по словам Александра Блока – воздух нестеровских картин… Да, художник умел так вглядываться и вслушиваться в мир (не суетный, а настоящий, сотворенный Богом), чтобы за ним и в нем уловить отзвуки и отсветы мира Горнего. Сам пейзаж у Нестерова начинает звучать молитвой.
В «Пустыннике», как и во многих работах на подобную тему, – изображение воды, озера ли, реки – это и возможность отобразить молитвенную тишину, и – намек на преображенную реальность, ведь вода отражает, но иначе – всё окружающее, и главное – вызывает евангельские ассоциации, напоминает об Источнике жизни: кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14).
Михаил Нестеров, «Святой Пафнутий Боровский» (1890)
М. В. Нестеров «Святой Пафнутий Боровский» (1890)
В 1890 году художник Нестеров напишет работу, известную как «Святой Пафнутий Боровский», на которой изображен старец, сидящий на берегу водоема с удочкой в руках. И здесь снова – человек, пребывающий в гармонии со всем, что его окружает.
На рисунке изображена ранняя зима, когда снегом запорошено всё: лес, земля, купол церкви. Два тонких белых ствола берëзок, словно горящие свечки, образуют ворота, а за ними цветущее, несмотря на холода, дерево. Считается, что оно символизирует возрождение, надежду на воскресение души, уставшей от земных трудов и тяжестей.
М. В. Нестеров «Лисичка» (1914)
Герои картины «Лисичка» (1914) – три старца, с умилением смотрящие на доверчиво вышедшую к ним лисичку. За ними тоже широкая гладь водоема. Интересно, что старцы изображены на высоком берегу, это еще более усиливает ощущение простора, а зритель невольно для себя начинает думать и о другой высоте – духовной, которой достигли эти простые пожилые монахи. Они не только верят – они знают, что Бог рядом, ведь они постоянно общаются с Ним.
Эта и другие подобные картины Нестерова буквально наполнены тишиной. Когда находишься в Третьяковской галерее, в зале с работами художника, кажется, что ты слышишь эту тишину, она поглощает, заглушает внешний шум, голоса экскурсоводов, реплики зрителей… И тишина эта особенная, молитвенная.
М. В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890)
В основе картины Михаила Нестерова лежит сюжет из жизнеописания Преподобного Сергия Радонежского. Юный отрок Варфоломей, который отправился в поле за лошадьми по наказу отца, встретил ангела в образе инока. Ангел совершал молитву под деревом. Мальчик терпеливо ждал. По окончанию молитвы, старец благословил Варфоломея и спросил, чего тот хочет попросить у Господа, на что мальчик ответил, что хочет стать грамотным. Пообещал ангел, что смиренный отрок познает грамоту, протянув тому часть просфоры.
Нестеров изображает момент, когда отрок Варфоломей остановился перед старцем, ожидая окончания молитвы. Юный отрок застыл в трепетном восторге, широко открытые глаза его, не отрываясь, смотрят на видение. Тонкая фигура мальчика, которую художник поместил почти в центре картины, сливается с пейзажем, она кажется органической частью полей, лугов, тонких, трепетных деревьев, зелёных перелесков, этого чистого русского пейзажа с его деревянной церковкой, деревенскими крышами, ёлочками и извилистой речкой. Природа изображена Нестеровым с глубоким пониманием – это не просто фон для действия, а воплощение поэтического представления о русской природе, о её нежной красоте и удивительной гармонии. Вместе с тем, художник изображает природу просто и безыскусственно. Всё пронизано живым, реальным ощущением человеческой жизни, очищенной от повседневной суеты, умиротворённой, прекрасной в своей чистоте.