Паисий (Эзнепидис) Святогорец (1924 — 1994), преподобный, схимонах Константинопольской православной церкви. Один из самых уважаемых греческих старцев и духовных лидеров греческого народа XX века, монах Афонской горы, известный своей подвижнической жизнью, духовными наставлениями и пророчествами.
«В духовной жизни необходим духовный руководитель»
«Некоторые доски, которые снаружи кажутся очень крепкими, внутри — труха. Если чуть-чуть построгать такие доски рубанком, то сразу становится видно, что у них внутри. А другие доски внешне кажутся ни на что не годными, тогда как внутри их древесина очень крепка. Умение обращаться с душой — дело тонкое»
Пантелеимон (Шатов) (1950), епископ Верейский, викарий патриарха Московского и всея Руси, духовник Свято-Димитриевского училища сестёр милосердия, руководитель и духовник православной службы помощи «Милосердие».
«Я не хочу называть книгу, которую я недавно читал, там рассказывается об одной молодой девушке, которая пришла в храм и стала относиться к своему духовнику как к другу, и потом это все кончилось очень печально для нее. Она даже влюбилась в духовника своего. Бывает, что человек считает каждое слово духовника за сказанное папой Римским. И каждое слово воспринимают как благословение. С другой стороны, бывает и наоборот: духовник говорит человеку одно и то же много раз, а человек совершенно не собирается это слушать»
Пётр (Мещеринов) (1966), игумен, настоятель церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» в селе Долматово, подворья Московского Данилова монастыря, катехизатор, миссионер, духовный писатель и публицист.
«Как должны строиться отношения с духовником? Какое место духовника в жизни христианина?»
«Но духовные отношения, если они правильны, никогда не заслоняют Того, ради Которого они и существуют. Как и все в Церкви, они являются одним из средств христианской жизни и не могут подменить собою цель ее, которая есть Христос…»
Владислав Свешников (1937), протоиерей, настоятель храма Трёх Святителей на Кулишках (Москва), доктор богословия, профессор Свято-Тихоновского Православного гуманитарного университета (до 2019 г.)
«В основном, если кто идет за благословением к священнику, то он идет за санкцией на то решение, которое он уже сам принял. Благословения иронически можно разделить на две категории. Одна женщина говорит: «Батюшка, у меня много во рту скопилось слюны. Благословите сплюнуть». А другая: «Батюшка, у меня во рту скопилось много слюны, куда благословите – направо или налево сплюнуть?»
Вячеслав Тулупов (1956), протоиерей, кандидат богословия, церковный писатель.
«Что делать, если возникло непонимание с духовником и в каких случаях допустимо покидать его?»
«Мы все прекрасно понимаем, но нам хочется, сознательно или несознательно, подвести духовника к нужному нам решению. Он же предлагает нам совсем другой вариант, вот мы и начинаем путать и его, и себя, чтобы все вышло по-нашему. Так что, прежде чем упрекать духовника в непонимании, разберись в самом себе»
Пимен (Влад), монах, настоятель афонской келлии Введения во храм Пресвятой Богородицы, относящейся к скиту Лаку.
«Не создавайте зависимости от духовника»
«У меня запечатлелось в памяти замечательное слово – я слышал его в проповеди одного батюшки: духовник должен быть отцом с материнским сердцем. Вот каким должен быть духовник – отцом с материнским сердцем. То есть духовник не может быть, скажем так, другом и состоять в тесных отношениях с верующим. Надо иметь уважение к отцу. То есть ты идешь к нему как к отцу, как к тому, кто олицетворяет собой твою связь с Богом. И у ученика, и у исповедующегося всегда должно быть уважение к духовнику. Чтобы не было панибратства и мы не позволяли себе чего попало, мол, «он мне обязан» и «если мы что-то делали вместе, то мы же друзья». Не надо, чтобы дело доходило до этого»