История становления старчества и духовничества

Лонгин (Корчагин) (1961), митрополит Симбирский и Новоспасский, глава Симбирской митрополии.

«О старчестве и старцах»

«Я пришел в Троице-Сергиеву Лавру, когда еще был в силах всем известный архимандрит Кирилл (Павлов) — замечательный духовник, самый настоящий старец. Благодаря книге владыки Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» стал известен без преувеличения всей России отец Иоанн (Крестьянкин) — но и до этого его знала вся Церковь. Эти старцы были людьми необыкновенно любвеобильными, терпеливыми, мягкими в общении с приходящими — и очень требовательными к себе. Это очень важный критерий»

Время прочтения: 4 мин. Уровень сложности: общедоступный

 

Павел Хондзинский (1956), протоиерей, доктор богословия, преподаватель. Декан Богословского факультета ПСТГУ, доцент и заведующий кафедрой практического богословия. Первый в современной России обладатель учёной степени кандидат наук по теологии государственного образца (2017).

«О духовничестве и старчестве в Древней Руси. Духовник учил понимать, что такое грех»

«Даже и сейчас не редкость, что, если человек услышал что-то от монаха, то разубедить его (если в этом возникает необходимость) бывает очень непросто, потому что монашествующим люди доверяют безоговорочно…»

Время прочтения: 6 мин. Уровень сложности: общедоступный

 

Игорь Корнильевич Смолич (1898-1970), церковный историк, доктор философии и доктор богословия. Феномену русского старчества, жизни преподобного Серафима Саровского, подвижников Оптиной пустыни и их влиянию на духовную и культурную жизнь российского общества посвятил работы: «Жизнь и учение старцев» (1936) и «Русское монашество, 988–1917» (1953).

История развития старчества. Фрагменты из книги «Жизнь и учение старцев»

«В действительности мне кажется искусством искусств и наукой наук руководить людьми, этими различными и разнообразными существами»

Время прочтения: 25 мин. Уровень сложности: средний

 

 Владислав Ершов, писатель, автор портала Московского Сретенского монастыря. 

«Онтология русского старчества»

«В романе «Братья Карамазовы» представлено социальное иночество, которое способно духовно обновить многих, посеять в сердцах людей семена разумного, доброго, вечного. Этого могло и не быть, если бы старцы, в частности подвижники Оптиной пустыни, скрыли себя от мира в затворе и не принимали людей»

Время прочтения: 9 мин. Уровень сложности: общедоступный

 

Федор Михайлович  Достоевский (1821-1881), русский писатель, мыслитель, философ и публицист.

О появлении старчества. Фрагмент из книги «Братья Карамазовы»

«Возрождено же оно у нас опять с конца прошлого столетия одним из великих подвижников (как называют его) Паисием Величковским и учениками его, но и доселе, даже через сто почти лет, существует весьма еще не во многих монастырях и даже подвергалось иногда почти что гонениям, как неслыханное по России новшество…»

Видео 

 

Ошибка в тексте