Антоний (Блум) (1914-2003), митрополит Сурожский, доктор богословия, проповедник, один из известнейших православных миссионеров XX века.
«О духовничестве. Не наставник, а спутник»
«…поэтому, если вам нужно духовное руководство или помощь, идите к священнику, но знайте, что он будет для вас сострадальцем, он будет вашим спутником в Царство Небесное – но не ожидайте от него большего. Даже такой человек, как святой Серафим Саровский, отказывался быть духовным отцом. Он был готов молиться, он был готов какие-то короткие наставления давать; но спасение он предоставлял Единственному, Кто может спасти всех и каждого, Господу нашему Иисусу Христу»
Кирилл (Семёнов) (1953), архимандрит, духовник Московской (областной) епархии, клирик Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря.
«Главные качества духовника — это любовь, жертвенность, сочувствие и внимание сердца»
«В церковнославянском языке слово «наказание» имеет другой смысл, чем в разговорном русском, а именно «научение». Поэтому, наверное, лучшим наказанием будет именно научение человека правильному образу действий не столько посредством каких-то жестких дисциплинарных мер (хотя и это не исключается), сколько стремлением проникнуть к сердцу человека словом любви, которая и сама много может в человеке изменить»
Иоанн Миронов (1926), протоиерей, настоятель храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша» в Петербурге. В годы духовного становления его наставниками были известные подвижники благочестия Церкви: прп. Серафим Вырицкий, прп. Симеон Псково-Печерский, прп. Кукша Одесский, отец Николай Гурьянов, архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
«Мы должны стремиться не к тому, чтобы наказать как можно строже, а к тому, чтобы человек почувствовал, что он виноват. Если это произойдет, то и небольшое наказание покажется этому человеку большим. С одним из моих духовных чад был такой случай. Он самочинно делал пятьсот поклонов в день, а я ему сказал: «Не надо пятьсот, делай тридцать». Приходит, говорит: «Не могу тридцать сделать, сократите, батюшка». А от себя делал пятьсот и не уставал»
Владислав Свешников (1937), протоиерей, настоятель храма Трёх Святителей на Кулишках (Москва), доктор богословия, профессор Свято-Тихоновского Православного гуманитарного университета (до 2019 г.)
«Духовный отец на самом деле внутренне, не обязательно с долгими словами и размышлениями, входит в жизнь духовных детей. В жизнь тех, кто с ним — просто потому, что он их любит, и душа за них болит. И одним только фактом, что душа о них болит, они оказываются вместе и вместе идут путем спасительным. А он старается вести их ко Христу»
Владимир Волгин (1949), протоиерей, настоятель храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках (г. Москва) и храма Трёх Святителей при ОК «Архангельское» (пос. Воскресенское), на протяжении 35 лет бывшим в послушании у архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
«Духовник: как искать, зачем он нужен и что делать, если его нет»
«Тайна духовничества — это именно тайна. Раз мы так ее называем, значит, мы в нее не можем глубоко проникнуть своим умом. Я замечал, в особенности в первые 10-15 лет своего священнослужения, что, когда человек со мной заключал эти духовные отношения, сердце мое не то чтобы вмещало его, а становилось сродственным этому человеку. Сразу образовывалась некая нить, и за таких людей я еще более переживал, чем за тех, кто не являлся и не является моими духовными чадами. Вот смотрите, апостол Павел говорит: «Муж и жена — плоть едина, тайна сия велика есть». Я бы сказал, вот в этом заключается тайна. Но как ее объяснить? Не объясните. Господь внедряет в твое сердце, в твою душу какую-то особенную любовь к этому человеку и особенное попечение о нем»
Игорь Фомин (1970), протоиерей, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО. Член редакционного совета журнала «Фома».
«Вас не двое, вас трое: вы, духовник и Бог»
«Конечно, мы все хотим для себя священника прямо-таки равноангельного… и чтобы он еще говорил нам исключительно то, что мы хотим слышать. Но ведь ни один сознательный родитель не дает ребенку всего того, чего тот хочет: если бы это было так, наши дети ели бы одни чипсы, запивая их колой. Но большинство родителей все же хорошо ориентируются в вопросе, что ребенку нужно на самом деле»