Художественная литература

Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы» (1878–1880). Образ старца Зосимы.
Н.О. Лосский: «Достоевский и его христианское миропонимание. Старец Зосима»

 «История переворота, приведшего Зосиму в молодости от пустой светской жизни к подвижничеству, рассказана Достоевским с изумительною силою <…> В романе мы находим старца Зосиму уже человеком духовно зрелым, с большим знанием жизни и людей. Он проявляет поразительное проникновение в глубокие тайники души <…> Как многие святые, он обладает не только прозорливостью, но и доходит иногда до ясновидения в пространстве и даже во времени»

 

Ф. М. Достоевский «Бесы» (1871-1872). Образ старца Тихона.
«Святитель Тихон Задонский: Достоевский восторгался этим человеком и вывел его образ в «Бесах» 

«В «Бесах» старца даже зовут Тихон — это епископ, который удалился в монастырь по причине слабого здоровья. Работая над романом, Достоевский писал редактору Каткову: «Не все будут мрачные лица, будут и светлые. <…> В первый раз, например, хочу прикоснуться к одному разряду лиц, еще мало тронутых литературой. Идеалом беру Тихона Задонского. Это тоже святитель, живущий на спокое в монастыре. С ним сопоставляю и свожу на время героя романа. Боюсь очень; никогда не пробовал».

 

Н. С. Лесков «Запечатлённый ангел» (1872). Образ старца Памвы 
«Истинное чудо. Пасха и русская литература» 

«Образ жизни Памвы в лесном скиту напоминает житие аскета-пустынника преподобного Серафима Саровского, с его благодатным путём подвигов молитвы и самоотречения. <…> Духовная жизнь теплится, не угасает. Как замечал Г.П. Федотов: «найдётся иногда лесной скиток или келья затворника, где не угасает молитва. <…> В пустынь к старцу, в хибарку к блаженному течёт народное горе в жажде чуда, преображающего убогую жизнь»

 

Митрополит Тихон Шевкунов «Несвятые святые и другие рассказы» (2011). Глава «Отец Иоанн»

«Сам отец Иоанн никогда не называл себя старцем. А когда ему что-то подобное говорили, только в ужасе всплескивал руками: «Какие старцы?! Мы в лучшем случае — опытные старички».

«В чем феномен книги архимандрита Тихона «Несвятые святые»?»

«А вот совсем короткое письмо: «Эта книга — про Любовь». Так, с большой буквы, определяют люди главный на сегодня дефицит. Вот это, наверное, и есть настоящее миссионерство. Показывать то, что может показать только церковь. Когда вот так — честно и талантливо — рассказывается о реальной жизни церковного народа, о современных подвижниках, о таких старцах, как Иоанн Крестьянкин, людей это трогает за душу, убеждает».

Видео: Документальный цикл «Старцы и русская литература»

Документальный фильм о великих русских писателях и их духовном пути. Николай Гоголь, Федор Достоевский, Лев Толстой — все они однажды побывал в Оптиной пустыни, где открыли для себя особое духовное явление, присущее этому монастырю, — старцев. И начали выстраивать свою жизнь под заветы, которые дали им старцы.

1. Александр Пушкин

Только два раза в своих произведениях величайший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин позволяет себе упоминание имени Серафим. Первый раз в стихотворении «Пророк», второй раз он называет Серафимом деятеля церкви, митрополита — словно дает ему таким образом наивысший титул. Личность, которой Александр Сергеевич Пушкин посвятил стихотворение 1830 года «В часы забав иль праздной скуки» — Московский и Коломенский митрополит Филарет (Дроздов). В 1896 году митрополит Филарет был прославлен Русской православной церковью в лике святых. Но в конце XX века в среде ученых появились гипотезы, что в творчестве Пушкина зашифрован образ еще одной фигуры, с которой возможно у поэта даже была встреча в 1830 году в Болдине, — это образ Серафима Саровского. В фильме через явные и скрытые в творчестве Пушкина черты трех Серафимов выстраивается возможная модель духовного пути поэта.

2. Николай Гоголь

В Оптину пустынь Николай Гоголь приезжает духовно зрелым человеком, состоявшимся писателем. Ему 41 год. Не завершена только грандиозная поэма о русской жизни «Мертвые души». И тут он открывает для себя Оптину пустынь и особое духовное явление, присущее этому монастырю, — старцев. Гоголь не просто начинает приезжать к старцам, чтобы получить жизненное наставление, он начинает свою жизнь выстраивать под заветы, которые ему дают старцы. Гоголь приезжает в Оптину пустынь трижды — и это три разных состояния от восторга открытия до внутреннего кризиса, с которым писатель уже не справляется. И даже умирая, Николай Васильевич получает послания из Оптиной, которые заставляют его смиряться и принять смерть как новое духовное состояние. Можно говорить, что именно с Гоголя русская интеллигенция обратила на Оптину пустынь и старцев особое внимание. В фильме делается попытка оценить состояние последних дней писателя и объяснить причины этого состояния.

3. Федор Достоевский

Достоевского в Оптину пустынь привело семейное горе — смерть трехлетнего сына Алеши. Писатель едет в Оптину пустынь, чтобы старцы объяснили ему смысл происшедшего несчастья. Русские писатели приезжали на встречу со старцами и до Достоевского. Но именно Федор Михайлович первым описал старцев в своих произведениях, сделал их героями, ключевыми фигурами, влияющими на сюжет. Старцы в XIX веке уже стали фактом жизни, а Федор Михайлович делает их явлением литературы. Достоевский был готов к встрече со старцами, пожалуй, более любого другого визитера в Оптину пустынь. Ему пришлось пережить гражданскую казнь, несколько лет каторги за участие в кружке петрашевцев, эти события привели писателя к Богу. Теперь в мирской жизни ему нужны были духовные ориентиры, которыми и стали старцы Оптиной пустыни. В фильме не только показан духовный путь писателя, но впервые озвучиваются сказанные ему слова Амвросия Оптинского, в которых содержится ответ на вопрос: почему у родителей умирают невинные дети. Кроме того, показано не только восприятие старцев Достоевским, но и рассказано, как Достоевского воспринимали старцы.

4. Лев Толстой

В 5 часов утра 28 октября 1910 года 82-летний Толстой в сопровождении личного врача тайно сбежал из Ясной Поляны. Один из самых влиятельных и известных людей в России повздорил с близкими. Хлопнул дверью и ушел. В любом уголке страны посчитали бы за честь принять писателя в такой момент. Но он выбирает Оптину пустынь. И это странно. Ведь в сознании современников Толстой мог идти только от Церкви. А когда он едет в монастырь — в этом все, кто сталкивается с этой новостью, видят противоречие. Все, кроме Толстого и его семьи. В фильме делается попытка понять: Толстой уходил всю жизнь от Бога, от института Церкви, или, наоборот, шел навстречу Богу. Создатели фильма дают свою гипотезу, состоялась ли эта встреча великого писателя и Бога.

Источник

 

 

 

Ошибка в тексте