Художественные фильмы

«Братья Карамазовы», 1968. Режиссер: Иван Пырьев.

«В фильме поднимаются вопросы о корнях зла и источниках добра, о том, как сосуществуют эти начала в душе человека, в мире, в котором он живет. Экранизация всемирно известного романа — последняя работа классика советского кино Ивана Александровича Пырьева»

 

«Братья Карамазовы», 2008 – 2009. Режиссер: Юрий Мороз. 12 серий.

«XIX век. В уездном российском городе разгораются страсти между стариком Фёдором Карамазовым и тремя его взрослыми сыновьями — Митей, Иваном и Алёшей. Отношения Мити с отцом напряжены не только из-за наследства, но еще и из-за Грушеньки — женщины, в которую оба страстно влюблены. Незаконнорожденный сын Фёдора Карамазова Смердяков использует этот раздор в своих интересах».

 

«Остров», 2006. Режиссер: Павел Лунгин.

«Появление фильма «Остров», оказалось явлением сенсационным. Это попытка заглянуть вглубь веры, представить публике нового героя, который пошел за Господом до конца. Раскаявшийся матрос, служащий при монастыре истопником, становится юродивым старцем, к нему приходят за исцелениями и советами, он чудит на богослужениях и не может забыть свой грех. Его почитает наместник монастыря, его любят все окружающие, и только память о грехе не позволяет ему вернуться к людям.

Скажем сразу, драматургия фильма вызовет немало нареканий со стороны строгой православной общественности. Прежде всего, это касается исторических реалий. В 1974 году такого монастыря на севере не могло существовать, и тем более с исцеляющим старцем. Нам могут возразит, что такой монастырь существовал, это был Псково-Печерский монастырь, где и старчество было вполне развито, и исцеления происходили, и народ туда шел потоком. Фильм все же представляет собою притчу и не претендует на историческую адекватность.

Будучи одним из первых фильмов подобной тематики, фильм «Остров» непременно вызовет массу нарекания, но все они будут относиться не к самому фильму, а к теме, которая только приоткрывается. Нельзя не отметить высокое мастерство операторской работы, блестящую режиссуру, удивительную игру Петра Мамонова. Невозможно обойти то пронзительное чувство благоговения, которое сопровождает весь фильм, и по которому мы так соскучились. И хочется надеяться, что теперь тема православного сознания обретет свое достойное место в отечественном кинематографе».

Автор рецензии: Игорь Винниченко, 5 сентября 2006 г.
Рецензия — в сокращении, полная версия.

 

«Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами», 2012. Режиссер: Александр Столяров.

«Фильм-притча снят по мотивам рассказов Христодула Агиорита, который повествует об известном православном подвижнике Паисие Святогорце и его послушнике. Картина только кажется комедией — глубины в ней не меньше, чем в серьезной драме».

 

Притчи. Душеполезные истории.

 «Слава Богу, духовник рядом — он и помолится, и слово доброе скажет, и епитимью вовремя наложит».

Фильм «Притчи» — это попытка понять, осмыслить христианскую аскетику в условиях нашей повседневной жизни. В его основу легли три истории, взятые из святоотеческих преданий. Создатели «Притч» далеки от назидательного тона. Наоборот, рассказы получились добрыми, а порой — смешными. На протяжении картины зрителю придется размышлять, честно смотреть на себя и избавляться от стереотипов. Мы так часто заняты собой, что не замечаем, как жизнь преподает нам уроки. Отворачиваясь друг от друга, мы отдаляемся от Христа. Фильм «Притчи» по-новому открывает привычную жизнь, показывая нам самих себя.

00:00 — «Необычное послушание». Притча предлагает вместе с незадачливым героем задуматься о грехе гордыни и о ценности христианского смирения. «Завтра благословляю тебя идти на кладбище, и как увидишь, что покойника несут — поноси его последними словами», — говорит старец молодому послушнику. Послушник задумчиво бредет на кладбище…

15:40 — «Немая молитва». «Господи! Почему ты не слышишь нас? — вопрошает священник в следующей притче. — Люди ходят в церковь, молятся, но им не становится легче…» Явившись, Ангел Божий подсказывает ответ. Эта удивительная история написана в начале XX века святителем Василием Кинешемским.

27:36 — «Как Спаситель в гости ходил». «В одном городе жила женщина, — говорится в третьей части фильма. — Посты соблюдала, Евангелие читала, храм посещала…» И вот однажды подает она милостыню нищей, а та говорит: «К тебе сегодня Христос придет»!

И снова три рассказа, три повода с доброй улыбкой понаблюдать за старыми знакомыми и задуматься: в чем они правы, а в чем нет.

00:00 — «Лампадка». Главный герой первой притчи — послушник, тот самый, что на кладбище ходил покойников ругать. Снова он оплошал. «В чем кого осудишь — в том и сам побудешь», — говорит ему старец и велит пройти вокруг деревни с лампадкой в руках, не пролив ни капли масла и не затушив огня…

16:59 — «Как Спаситель в гости ходил». «В одном городе жила женщина, — говорится в третьей части фильма. — Посты соблюдала, Евангелие читала, храм посещала…» И вот однажды подает она милостыню нищей, а та говорит: «К тебе сегодня Христос придет»!

42:46 — «Трое Вас — трое нас».

Православный фильм «Три слова о прощении» продолжает серию полюбившихся зрителям фильмов «Притчи». Тема новой трилогии — великая, созидающая сила покаяния и прощения. Действие разворачивается в XIX столетии. Но место и время аллегоричны — искушения, с которыми сталкивается человек, во все века одни и те же, меняются лишь декорации.

00:00 — «Думай, о чем просишь». В основе новеллы лежит реальный случай, описанный в книгах С. Нилуса и митрополита Вениамина (Федченкова). Вор, собираясь украсть, просит помощи у Николая Чудотворца. Казалось бы, очевидный грех и нелепость! Но Бог милосерд. Милостив и Его святой угодник, явившийся лично вразумить грешника.

29:13 — «Старый дед и внучек». Существует множество вариантов трогательной истории немощного дедушки и внука. Наиболее ярко и емко рассказал о ней Лев Толстой. Вторая часть трилогии предлагает христианское осмысление проблемы взаимоотношения поколений. Родители маленького мальчика перепутали зло с добром и не заметили этого. Но чистое дитя — словно зеркало — наивно копирует поведение взрослых. И… пробуждает их совесть.

43:25 — «Гвозди». Экранизация широко известной восточной притчи. Главный герой много раз ошибался, сломал свою жизнь. Но скорби и боль потерь умудрили его. Теперь он хочет научить своего вспыльчивого сына не ранить людей и избегать непоправимых ошибок.

Помните ли вы героев прежних «Притч» — мудрого духовника и его непутевого послушника? Жизнь не стоит на месте — в монастыре, где они Богу служат, новые корпуса растут, а монахи и прихожане в трудах да молитвах духом возрастают, друг друга немощи носить научаются.

0:00 — «Лествица» про молодого и амбициозного бизнесмена. Трудно богатому войти в Царство Божие… Вот и Сергей Сергеич хоть уверовал в Бога, да уж слишком на cебя понадеялся. Тут и ревность не по разуму, и поспешность в подвигах духовных, и фантазии нелепые. Так что есть чему улыбнуться и над чем задуматься… В программе «Ошибки неофита» о. Сергий Нежборт размышляет о притче «Лествица», подробно останавливаясь на теме сочетания веры и богатства. Беседа о фильме с о. Сергием Нежбортом.

28:18 — «Родничок» про послушника. Одолели бедного злые мысли и осуждение. Пока исповедовался, душа как чистый родничок была, а как про силу исповеди запамятовал — словно смрадное болото стала. Таких дров наломал!..

50:38 — «Мудрый послушник». Слава Богу, духовник рядом — он и помолится, и слово доброе скажет, и епитимью вовремя наложит. Исправился наш герой и даже умудрился двух крепко обиженных друг на друга людей помирить. Потому третья притча «Мудрый послушник» называется.

«Великий пост. Ошибки неофита» — фильм из цикла «Притчи». Главный герой — трудник — совсем недавно пришел в монастырь, чтобы стать монахом. Его любовь к Богу такая горячая и, кажется, сил так много! Из-за этого он порой берет на себя больше, чем может понести. Вот тут и случаются ошибки неофита. Этот фильм — работа над ошибками, которую мудрый духовник помогает сделать пылкому новичку.

Православные фильмы «Великий пост. Ошибки неофита»:

  • 00:00— Ошибки неофита
  • 02:50-«Прощеное воскресенье»
  • 07:47-«Эх, запощусь!»
  • 15:30-«Домолился»
  • 24:25-«Сухоядение»
  • 31:35-«Бабушкины пироги»
  • 39:03-«Полная исповедь»
  • 46:42-«Искушение»
  • 52:14-«Разговелся»

Ошибка в тексте