Антоний (Блум) (1914-2003), митрополит Сурожский, доктор богословия, проповедник, один из известнейших православных миссионеров XX века.
«Берегись, братья мои, священники! Искажения и соблазны, связанные с духовничеством и старчеством»
«И вот молодой священник должен помнить, что да, он икона, но он только тогда станет в полном смысле иконой, а не намалеванной доской, когда благодатью Святого Духа через него будет светиться Свет Христов, когда люди, глядя на него, уже не будут его видеть, а будут сквозь него видеть Христа»
Максим Козлов (1963), митрофорный протоиерей, профессор Московской духовной академии, богослов, педагог и религиозный публицист. Председатель Учебного комитета РПЦ.
«Об искажениях принципа послушания»
«Нам не удалось найти у святых отцов ни одного свидетельства о том, что если пастырь не бесстрастен и не свят, то послушание ему невозможно или оно не может принести доброго плода в жизни послушника. При этом под этим послушанием следует понимать отсечение — по сути жертвенное — перед пастырем и эгоистической воли, и собственного мудрования»
Видео: протоиерей Максим Козлов: «О месте принципа послушания в современной аскетической практике» (продолжительность: 01:20:04)
Пётр (Мещеринов) (1966), игумен, настоятель церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» в селе Долматово, подворья Московского Данилова монастыря, катехизатор, миссионер, духовный писатель и публицист.
«Какова норма пастырства в Церкви? Ошибки и заблуждения в отношениях с духовными отцами и старцами»
«…это можно наблюдать, например, в «православных» семьях, когда — что нередко бывает — главой жены становится не муж, а духовник; или когда, скажем, чтобы выполнить служебные обязанности, нужно взять благословение духовника… И вот теперь муж или начальник на работе зависят от совершенно посторонних и бесчинных факторов, недоумевая: что же это за «православие» такое? На этой почве рождаются конфликты и даже распадаются семьи, а духовнические отношения становятся манипуляцией».
Нектарий (Морозов) (1972), игумен, благочинный Петропавловского округа Саратовской епархии, руководитель епархиального информационно-издательского отдела, писатель.
«Я вас научу, как надо!»: о лжепастырях и пастырских заблуждениях»
«К примеру, есть такой духовный писатель – авва Евагрий Понтийский. Многие из нас читали его «Сто глав о деятельной жизни», а между тем он был осужден на одном из Соборов как еретик. Это осуждение – спорный для историков момент, потому что ему подверглись некоторые его писания, но никто не знает, был ли он согласен с ними на момент своей смерти. Однако это наглядно показывает, что и такие вещи бывают и нет смысла подвергать забвению всё наследие того или иного автора»
Александр Ильяшенко (1949), протоиерей, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря. Директор портала «Правмир».
«Настоящее послушание должно быть творческим, потому что это ни есть желание угодить и тупо формально исполнять какие-то предписания, которые человек понимает в меру своей испорченности, а быть активным, решительным, инициативным, понимать, что нужно для пользы дела»
Артемий Владимиров (1961), протоиерей, проповедник, миссионер, член Союза писателей России.
«На Западе – психологи, на Востоке – астрологи, а у нас – батюшки, берущие на себя слишком много!»
«Вот почему атмосфера на православных приходах иногда озадачивает случайно зашедшего в храм посетителя. Батюшка напоминает воспитательницу детского сада, вокруг которого вьются сорока-пятидесятилетние «малыши»: «Батюшка, благословите новую шляпку»
«Как часто нам, при исполнении пастырских, духовнических обязанностей, при принятии исповеди, приходится слышать о мнимых вышеестественных дарах, которые прихожанами приписываются нам, недостойным!»