Отрицать этого нельзя, ведь тогда, когда на земле исчезнут те, кто способен достигнуть святости и внутренней близости к Богу через покаяние и очищение от страстей, не будет смысла в существовании человечества. Но мир пока стоит, в том числе – молитвами таких людей.
Когда-то преподобный Нифонт Цареградский сказал, что духоносные подвижники будут на земле и в последние времена, однако они «пойдут путем делания, растворенного смирением, скроют себя от людей». Возникает парадокс: старцы есть, но если мы о ком-то узнаем, то это практически всегда оказывается – ложь…
Общепризнанные подвижники нашего времени – архимандрит Иоанн (Крестьянкин), протоиерей Николай Гурьянов, архимандрит Кирилл (Павлов) (ныне живущий, но, к сожалению, находящийся в тяжелом состоянии) – никогда себя старцами не считали, даже слово «старец» по отношению к себе им казалось неприемлемым. Когда отца Кирилла в свое время спрашивали, есть ли еще в России старцы, он говорил: «Насчет старцев не знаю, а старики – точно есть».
Под словом «старики», мне кажется, отец Кирилл разумел священников, имеющих значительный опыт подвижнической жизни и пастырской деятельности, способных оказывать людям существенную помощь.
Такие «старики» есть и сегодня, и, может быть, даже не все из них по-настоящему пожилые люди, но, тем не менее, пожившие. Они многими болезнями переболели, многие бури пережили, входят в пору подведения итогов – и именно им дается по-настоящему ясное и зрелое рассуждение… Когда человек, пусть яркий, замечательный и интересный, сам находится посреди брани, ждать от него духовной зрелости нельзя.